Консультации для родителей в детском саду
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПЛОСКОСТОПИЯ
06.12.2024С точки зрения биомеханики стопа имеет функционально целесообразное анатомическое строение и выполняет ряд важных функций: опорную, двигательную, балансировочную. Уплощение свода стопы влияет на положение таза и позвоночника, поэтому плоскостопие, как правило, сопровождается развитием различных типов нарушения осанки. Плоскостопие – деформация стопы, проявляющаяся в снижении ее продольного или поперечного свода. По данным разных авторов, плоскостопие у детей составляет от 20 до 40%. В большинстве случаев эта деформация стопы является приобретенной, так как врожденная плоская стопа является следствием нарушения развития плода и встречается редко.
По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное и поперечное. Факторами развития плоскостопия являются избыточный вес, наследственно-конституциональная предрасположенность, слабость мышечно-связочного аппарата стоп, дисбаланс мышц голени, неправильно подобранная обувь и др.
В начальной стадии заболевания дети жалуются только на усталость в ногах, повышенную утомляемость после продолжительной ходьбы или статической нагрузки. Затем боль усиливается, появляется деформация стоп, удобную обувь становится подобрать все труднее, сильнее стаптывается внутренняя часть каблука, на которую приходится большая нагрузка, стопы отекают.
Наиболее тяжелым видом плоскостопия является плосковальгусная деформация, при которой опора происходит на внутренние свод с отделением переднего отдела стопы. При плосковагульсной стопе отклоняется пятка и передний отдел стоп кнаружи в виде буквы «Х», появляются болевые точки:
на подошве, в центре внутреннего продольного свода;
на тыльной поверхности стопы;
под лодыжками;
в мышцах голени, вследствие их перегрузки;
в коленном и тазобедренном суставах, что связано с нарушением нормальной биомеханики статики и динамики;
в области поясницы.
В целях профилактики плоскостопия необходимо выполнение комплекса мероприятий.
Предохранение детей от хронических, часто и длительно протекающих заболеваний, которые приводят к постельному режиму, а значит, и к ослаблению мышц туловища и конечностей, в том числе стоп. Необходимо правильно организовать режим ребенка с максимальным использованием факторов внешней среды (например, ходьба босиком по неровному грунту, в чередовании с ходьбой по траве, песку (в теплое время года), использование специальных «дорожек здоровья» с разной поверхностью (гладкая и выпуклая), закаливание стоп и др.).
Обучение детей рациональным навыкам ходьбы (правильное распределение площади опоры и центра тяжести).
Обеспечение обувью, отвечающей гигиеническим требованиям. Обувь для детей должна:
соответствовать температуре и времени года, виду деятельности ребенка;
обеспечивать теплоизоляцию и вентиляцию;
обладать эластичностью, не стеснять движения ребенка;
быть достаточно прочной и устойчивой;
соответствовать длине и ширине стопы, иметь хорошую прокладку и достаточное пространство для пальцев;
каблук должен быть не более 2-4 см для равномерного распределения веса тела на передний и задний отделы стопы (длительное ношение обуви на высоком каблуке приводит к изменению угла наклона тела и соответственно к нарушению осанки тела с искривлением позвоночника).
Для правильного функционирования сумочно-связочного аппарата стоп ребенку важно:
не носить мягкую обувь, например, чешки, мягкие сандалии без задника, а также обувь с низким носком;
не носить обувь на босую ногу, оберегать стопы от механических воздействий;
обращать внимание на гигиену стоп, особенно у детей с повышенной потливостью ног. Колготки и носки должны быть из натуральных тканей (шерсти, хлопка), либо с максимальным вложением натуральных волокон, быть гигроскопичными и соответствовать размеру стопы.
Ортопедическая обувь не исправляет деформацию, а улучшает статику ребенка и предотвращает возникновение неправильного фиксированного положения стопы.
Главное в профилактике плоскостопия – хорошо организованный двигательный режим с обязательной ежедневной утренней гимнастикой и закаливанием.
В домашних условиях можно периодически проводить курс профилактики в виде контрастных ножных ванн в течение двух недель. Для этого используются две емкости с горячей (40-450С) и холодной (20-220С) водой. Попеременно погружая на 10 секунд то в горячую, то в холодную воду в течение 10-15 минут, тренируются мышцы и сосуды нижних конечностей.
УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПРОДОЛЬНОГО И ПОПЕРЕЧНОГО ПЛОСКОСТОПИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ИСХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ
Упражнения в ходьбе:
ходьба на носках;
ходьба на наружном своде стопы;
ходьба «гусиным шагом»;
ходьба на носках в полуприседе;
ходьба с поворотом стоп, пятками наружу, носками внутрь;
ходьба на носках с высоким подниманием бедра;
ходьба скользящим шагом со сгибанием пальцев;
ходьба по ребристой доске;
ходьба по гимнастической палке вдоль и поперек;
ходьба по наклонной плоскости на носках;
ходьба скрестным шагом на наружном крае стопы;
танцевальные шаги на носках и др.
Упражнения из исходного положении стоя:
приподнимание на носках на обеих ногах и попеременно на каждой ноге;
перекат с пятки на носок и обратно;
полуприсед и присед на носках;
полуприсед и присед, пятки врозь, носки вместе;
поднимание пяток, без отрыва от пола пальцев ног и др.
присед, стоя на гимнастической палке;
Упражнения из исходного положении сидя:
сед, ноги параллельно, приподнимание пяток вместе и попеременно;
сидя, тыльное сгибание стоп вместе и попеременно;
сидя, поднимание пятки одной ноги и носка другой;
сидя, захват пальцами ног мелких предметов и их перекладывание;
сед по-турецки;
захватывание пальцами матерчатого коврика;
перебрасывание (прокатывание) друг другу мячей ногами.
Упражнения из исходного положения:
лежа, оттягивание носков;
лежа, стопы на полу, разведение пяток в стороны и обратно;
лежа, ноги согнуты, бедра разведены, стопы касаются подошвами друг друга, отведение и приведение стоп в области пяток с упором на переднюю часть стопы;
лежа, круговое движение стоп;
лежа, скольжение стопой по голени другой ноги;
лежа на животе, отжимание от пола, ноги на носках;
лежа на спине, поднимание прямых ног, носки на себя;
лежа, плавание стилем «кроль».
Упражнения для занятий подбираются с учетом возрастных особенностей развития ребенка, содержания образовательной области «Физическая культура» учебной программы дошкольного образования, учебного предмета «Физическая культура и здоровье».
Кроме этого, полезно летом чаще ходить босиком по песку, воде, мелкому (крупному) гравию, кататься на велосипеде, зимой кататься на лыжах. Рекомендуются занятия плаванием, спортивными играми с мячом, лыжным спортом.
Необходимо уделять внимание закаливанию и общему двигательному режиму, воспитывать навыки правильной осанки и правильного положения стоп при ходьбе и статических нагрузках.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ:
«Сборщик» – собрать пальцами ног носовой платок и перенести его с одного места на другое (можно использовать любые мелкие предметы, листы бумаги).
«Гусеница» – кто быстрее, сидя на гимнастической скамейке, пересечет контрольную линию стопами, подтягивая пятку к носку
«Художник» – сидя на стуле (гимнастической скамейке), захватить между первым и вторым пальцами ног карандаш и нарисовать на листе бумаги «картину»;
«Барабанщик» – сидя, постукивать пальцами стоп по полу.
«Эквилибрист» – сидя, прокатывать теннисный мяч вправо-влево и по кругу областью внутреннего продольного свода правой, затем левой стопы.
«Кораблик» – сидя, перекатывать теннисный мяч между сводами стоп, держа ноги на весу (кто дольше).
«Маляр» – сидя, поглаживать областью внутреннего продольного свода одной стопы по голени другой стопы и др.
Литература:
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ.
Материалы подготовлены
руководителем физического воспитания
государственного учреждения образования
«Детский сад № 97 г. Могилева»
Кузьменковой И.И.
Лепим вместе с детьми
Шуминская О.И., воспитатель дошкольного образования государственного учреждения образования «Детский сад № 97 г. Могилева»
Лепим вместе с детьми
Лепка из пластилина - увлекательное и полезное занятие, которое положительно влияет на умственное и физическое развитие ребёнка. Занятия лепкой способствуют развитию воображения, пространственного и образного мышления, памяти и творческих способностей. К тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.
Специалисты рекомендуют начинать заниматься с ребёнком уже с годовалого возраста, чем раньше малыш станет работать пальчиками, тем быстрее он будет развиваться, лучше говорить и думать.
Однако легко сказать - заниматься лепкой! А вот как это сделать?
Во-первых, важно помнить, что во время занятий лепкой вам нужно быть рядом со своим ребёнком, а в идеале сидеть с ним рядом и тоже лепить.
Во-вторых, пластилин – далеко не единственный материал, из которого можно лепить, и вы с ребёнком можете выбрать именно то, что вам понравится!
В-третьих, самое главное – попробуйте полепить сами и почувствуйте, что это приятно и интересно, и вы сможете вместе с ребёнком создать удивительные шедевры!
Рабочее место маленького скульптора
Чтобы создать творческую атмосферу и заодно приучить ребёнка к порядку при работе с пластилином, необходимо организовать его рабочее место.
Комната должна иметь хорошее естественное освещение. Если его недостаточно, используйте дополнительное искусственное освещение. Подберите мебель, соответствующую росту ребёнка. Постелите на стол клеёнку, наденьте на ребёнка специальный халат или фартук. Посадите за стол так, чтобы ему было удобно, приучайте его сидеть прямо, не слишком наклоняясь над столом.
На столе, где будет работать ребёнок, не должно быть ничего лишнего, кроме тех материалов и инструментов, которые могут понадобиться ему в процессе лепки.
Из чего можно лепить с детьми?
- солёное тесто;
- съедобное тесто, например, дрожжевое или песочное;
- пластилин;
- глина.
Что можно слепить вместе с ребёнком?
- Лепим угощения для игрушек
Можно начать занятие примерно с такой сценки: мышка пришла в гости к зайцу, собрались они пить чай, а пить то его не с чем. Малышу предстоит помочь игрушкам и слепить для них угощения. Не стоит лепить за один раз больше 1-2 видов угощений, иначе ребёнок устанет.
- Баранки:сначала катаем столбик, соединяем концы столбика друг с другом, получается баранок.
- Конфеты:раскатываем небольшой столбик, по краям прикрепляем маленькие шарики.
- Пирожок:сначала катаем большой шарик, затем его расплющиваем. Получившуюся лепёшку складываем вдвое, края защипываем.
- Прогулка по лесу
Можно начать свой рассказ с того, что в лесу можно встретить не только животных, но и грибы, яблоки и т.д. Предложить ребёнку это слепить.
Потом у ребёнка можно спросить, а кто любит есть грибочки? , кто яблоки? и т.д.
- Яблоки:катаем шарики, к шарику прикрепляем маленькие сплющенные пластинки это листочки. Яблоки на своей спинке носят ёжики, так они запасаются на зиму.
- Грибочки:катаем шарик и расплющиваем его – это шляпка гриба, катаем столбик – это ножка. Соединяем шляпку и ножку - получился гриб. Грибы можно складывать в корзиночку, «собирать в лесу».
- Сложные поделки.
- Снеговик:катаем три шарика разной величины, которые затем аккуратно соединяем между собой. Стекой делаем глаза, рот. Глаза можно слепить маленькие чёрные шарики, рот маленькую тоненькую колбаску, нос можно слепить нос-морковку.
.
- Неваляшка:катаем два шарика разной величины и соединяем их между собой. Отдельно катаем два маленьких шарика и присоединяем их по бокам в качестве рук. Глазки делаем маленькие шарики синего цвета, ротик тоненькая полоска.
- Самолет:катаем два столбика разной длины и величины, укладываем их крест-накрест. Для большего сходства на хвост самолёта также можно прикрепить ещё одну маленький столбик.
- Пирамидка:сначала делаем основание для пирамидки (лепёшка). К ней посредине прикрепляем столбик. Далее катаем несколько колечек. Когда все колечки готовы, определяем, в какой последовательности нанизать их на столбик
.
- Солнышко:лепку можно начать с небольшого рассказа ребёнку. Наступила весна, снег растаял, все начинает зеленеть. В небе светит солнышко. А ты хочешь, что бы и на твоём небе светило солнышко? Давай его слепим. Катаем шарик и расплющиваем его, прикрепляем на лист картона голубого цвета, затем нажимая пальчиком на край "блинчика" тянем вниз получается лучик и так следующие.
Овладевая секретами лепки ребёнок как никогда имеет возможность открыть для себя волшебную силу искусства, реализовать своё творчество и фантазию.
Это только некоторые приёмы лепки из пластилина с детьми, фантазируйте вместе с ребёнком и у вас получиться много своих интересных поделок.
Мы в соцсетях & RSS